Что такое психоанализ? О психоаналитической технике. ~ Психолог в Алматы

Что такое психоанализ? О психоаналитической технике.

Психоанализ, хоть индивидуальный, хоть групповой, нацелен на характерологические изменения личности.

Что такое психоанализ? О психоаналитической технике.

Психотерапия и психоанализ как один из ее форматов – это лечение разговором. Искусство психотерапевта – обнаруживать внутренние конфликты, ограничивающие убеждения человека, и создавать соответствующие условия для их разрешения. Как это делается?

Для того, чтобы работать на уровне глубинных убеждений, необходимо интимное межличностное пространство. То есть такое общение, в котором можно свободно и открыто говорить о себе и своей жизни. Глубинному психотерапевту достаточно просто сказать, чтобы человек говорил то, что приходит в голову, и дать некоторое время для выявления ядерных убеждений о себе. Ведь все разговоры, весь внутренний поток мыслей обычно сосредоточиваются вокруг основных глубинных убеждений о себе.

Нейтральное и принимающее поведение терапевта заставляет пациента «навешивать» собственные представления о терапевте: какой он? Добрый, злой, пугающий, корыстный, себялюбивый, славный, добродушный и т.д. Терапевт на самом деле такой, какой есть, но очень интересно ощущение, когда видишь, что разные люди «видят» тебя по-разному.

В групповой психотерапии этот процесс еще более нагляден, потому что есть разные участники и, соответственно, возможность сравнивать различные мнения. И многие участники очень сильно удивляются, когда понимают, что «истинное» мнение о каком-либо процессе или участнике группы не совпадает с мнением других.

Таким образом, оказывается под сомнением вся карта мира участника группы, и зачастую это бывает первым прорывом к пересмотру основных ценностей и убеждений, а значит, и к изменению себя.

Психоанализ, хоть индивидуальный, хоть групповой, нацелен на характерологические изменения.

Но мы не можем просто взять и поменять «психологический скелет» человека. Это происходит постепенно – путем изменения ограничивающих убеждений о себе и о мире. Так как большинство убеждений о себе (около 96%) бессознательны, то основной текущей задачей психотерапии оказывается осознание таких убеждений. Ведь мы не можем ни управлять, ни менять того, чего не знаем.

Чтобы что-то изменить, надо знать, что менять.

Другими словами, задача психотерапевта донести реальное положение дел до сознания пациента. Для этого психотерапевт-психоаналитик использует технические приемы, которые можно разбить на три группы: прояснение, конфронтация и интерпретация.

Прояснение, или уточнение основных проблем пациента, выражается в задавании уточняющих вопросов, проясняющих структуру проблемы. Можно выделить шесть основных логических уровней рассмотрения проблем человека. Решение находится в зависимости от того, на каком уровне убеждений находится проблема человека. Решение проблемы обычно находится на более высоком уровне. Если надо изменить уровень поведения, то надо как минимум произвести изменения на уровне способностей.

Ниже приведена структура нейрологических уровней убеждений по Роберту Дилтцу, от наиболее внешнего к личности человека до наиболее глубокого уровня:

  1. Уровень окружения. Если хочет выяснить фактический уровень существования человека, то терапевт задает вопросы: где, когда, с кем это происходит?
  2. Уровень поведения. Что Вы делаете для того, чтобы это происходило или не происходило? Если необходимо выявить особенности поведенческого уровня.
  3. Уровень способностей. Как? Каким образом Вы делаете то или иное действие? Если нужно прояснить уровень способностей.
  4. Уровень убеждений о ценностях. Почему? Вот коронный вопрос психотерапевта, потому что этот вопрос позволяет выходить на уровень бессознательных ценностей пациента. Этот вопрос зачастую повергает пациента в мини-транс, так как зачастую этот уровень не осознается. А действительно: почему это происходит?
  5. Уровень убеждений об идентичности. Кто Вы, когда Вы это делаете? Этот вопрос помогает выяснить убеждение о собственной идентичности пациента. Прояснение убеждений об идентичности пациента является очень важным, так как, являясь «Конституцией Я», влияет на всё поведение человека.
  6. Уровень убеждений о миссии. Зачем? Если «почему» открывает мотивирующие предпосылки прошлого опыта, то «зачем» указывает на сознательные и бессознательные цели пациента. Отвечая на вопрос «зачем», человек открывает глубинное представление о надеждах в будущем.

Если до уровня способностей большинство людей более менее хорошо осознает свою личность, то, начиная с уровня ценностей, мы вступаем в сферу бессознательных убеждений о самом себе и о мире. И эти убеждения исподволь, но очень мощно, влияют на жизнь человека.

Задавая соответствующие вопросы к каждому уровню, можно прояснять реальное и уникальное соотношения человеческого опыта. Само по себе прояснение бывает чрезвычайно терапевтическим, так как возможно впервые в жизни человек задумывается над такими вопросами: Почему он это делает? Зачем ему это нужно? Кто он?

Пациент зачастую настолько запутан в причинах, следствиях и структуре собственных проблем, и прояснение необходимо, чтобы выяснить основные особенности проблемного поведения или образа мыслей, а также в уточнении конкретных целей терапии.

В психотерапевтической группе стадия прояснения выражается в задавании разнообразных вопросов друг другу. Хотя процесс прояснения ценен, так как проясняет, делает видимым сознанию пациента причины и основные мотивы проблемного поведения, но в основном играет вспомогательную роль для создания интерпретаций и ситуаций конфронтирования ограничивающих убеждений.

Что такое психоанализ? О психоаналитической технике.

Психоанализ имеет в своем распоряжении еще одну сильную технику, такую как конфронтирование ограничивающих убеждений, которая зачастую требует высокого уровня доверия со стороны пациента. В группе часто разгораются конфликты, конфронтирующие значимые убеждения участников. В сущности, конфронтирование – управляемый спор, в котором есть как минимум две различные точки зрения.

Вот пример с пациентом, уверенным в собственной неуверенности. Здесь, чтобы начать процесс изменений, необходимо выйти на уровень уверенности.

– П: Я абсолютно ни в чем не уверен. Например, я хочу устроиться на новую работу, но я боюсь, что у меня опять ничего не выйдет.

– Т: Вы в этом уверены?

– П: Да, уверен.

– Т: Значит, что Вы ошибаетесь, когда говорите, что абсолютно ни в чем не уверены?

По сути терапевт подверг критике глубинное ограничивающее убеждение, что пациент абсолютно ни в чем не уверен. После этого успеха можно двигаться в направлении большей уверенности, например, спросить: «А Вы уверены в себе и своих силах, когда завязываете шнурки на ботинках?». Тем самым психоаналитик развивает убеждение человека от ощущения полной беспомощности и неуверенности к беспомощности в определенных ситуациях.

Но ведь мы не во всех ситуациях одинаково успешны и уверены.

Патологическая уверенность так же вредна, как и патологическая неуверенность. Задача психотерапевта сделать глубинные убеждения пациента соответствующими реальности.

Еще одной техникой, которую предоставляет психоанализ, является интерпретация.

Что такое психоанализ? О психоаналитической технике.

Интерпретация (с лат. объяснение, толкование) является одним из основных инструментов психоаналитика. Верная интерпретация дает карты внутреннего мира человека, карту специфических затруднений и проблем. Первыми интерпретаторами нашего поведения, нашей личности являются родители. В сущности ребенок не знает «хорошо» или «плохо» делать те или иные вещи. Не знает «хорош» он или «плох».

Повторяющиеся интерпретации родительских фигур усваиваются ребенком, включаются в образ себя, и в дальнейшем это повторяется с другими людьми: учителями, друзьями, супругами, детьми. Интерпретация выражает глубинное виденье нас другими людьми: «У тебя вечно ничего не получается!», «Ты самый беспокойный ребенок на свете!», «Вечно ты ноешь!» – эти негативные интерпретации усваиваются ребенком, превращаясь в ограничивающие убеждения личности.

Безусловно многие диагностические схемы в психотерапии нужно применять с большой осторожностью. Психоаналитик должен видеть в пациенте огромный потенциал роста.

Как хорошая мать, верить в то, что ее ребенок самый лучший. Эта уверенность выражается в развивающих интерпретациях терапевта. Ведь можно по-разному интерпретировать одно и то же поведение. «Ты разбил вазу – значит ты не способен к спокойному поведению. Ты егоза и плохой ребенок!» или же: «Ты разбил вазу, но ты ведь хороший ребенок. И в будущем сможешь вести себя более осмотрительно». Одно и то же событие, но интерпретация и выводы значимого лица разные.

Будет лучше не думать, что этот человек алкоголик. Потому что с алкоголиком ничего нельзя сделать, это как цвет кожи или глаз, или национальность. Алкоголик – это ограничивающее убеждение об идентичности человека. Так же, как шизофреник, социопат и т.д. Мы предпочитаем думать, что у этого человека есть некоторые психологические сложности в управлении поведением, некоторые проблемы с алкоголем.

Разница в том, что с проблемами поведения можно работать, для этого надо выявить активирующие ситуации и специфические слабости, а с идентичностью работать гораздо сложнее. Практически невозможно. Ну, как изменить негра?! Майкл Джексон сколько пластических операций сделал, а все равно – афро-американец!

Поэтому психотерапевтические интерпретации должны обязательно включать в себя позитивное видение психотерапевтом будущего пациента. А диагностические схемы очень сильно сужают спектр психотерапевтического воздействия. И правда. А что можно сделать с этим шизофреником? Всем ведь известно, что шизофрения практически не излечима. Поэтому мы используем диагнозы в служебных целях, а в реальной работе смотрим на этого Человека.

В группе интерпретации дают в «естественном виде», в виде мнений разных членов группы по тому или иному событию в жизни человека. И в этом ценность и мощь группы – в разных мнениях по одним и тем же вопросам. Это очень сильно развивает личность человека – возможность соприкасаться напрямую с искренним опытом и мнением других людей.

Похожие статьи:

Наши убеждения. «А земля круглая или плоская?»

Психологическое тело. Что такое Я человека?

Ограничивающие и развивающие убеждения. Что мне мешает жить так, как я хочу?

С Уважением psychologi.kz

gruppovaya-rabota-psihoterapiya-almaty Групповая работа – от победы до победы. Групповая работа – разрешение конфликтов способом «победа-победа». Главная цель конфликтного взаимодействия


 Я несчастен. Психотерапевт в АлматыЯ несчастен...Один из рецептов счастья.

Что делать?   Как мне стать счастливым?   Что приносит счастье?   Кто меня научит, как стать счастливым?


Психически больной человек - такой же, как и мы с вами.  Психически больной человек - позор семьи? Какие чувства вызывает это у Вас? Стыд? Страх?


развод помощь психотерапевтаРазвод. Кто виноват или что делать, когда брак под угрозой? Как за 75 часов в год сделать шаг длиной в 10 лет.


Групповая терапия. Психолог и психиатр в АлматыЗа 2 года - 20 лет жизни. Многим, кому мы рекомендуем такой формат, как групповая терапия, это вызывает как минимум страх.


 Как получить совет психолога бесплатно Психолог и психиатр в АлматыКак получить совет психолога бесплатно? Прямо сейчас мы можем дать Вам два совета. Когда советы помогают.


 Услуги психолога в Алматы. Все и сразу. Почему так не бывает?Услуги психолога «Доктор! У меня проблемы. Я хочу, чтобы Вы мне быстро помогли! А лучше – сейчас и сразу!!!»


horoshij-psiholog-znaet Хороший психолог. Бывают ли такие? Хороший психолог - вполне реальное явление.


ne-uveren-v-sebe-razreshenie-problemyБоюсь принять решение, не уверен в себе. Какая терапия мне может, если проблемы во мне?


kouching

 Что лучше – коучинг или групповая психотерапия? Хочу повысить эффективность работы и быть более эффективным в личной жизни. Ходил на коучинг, предложили групповую терапию, что лучше?


Вкус к жизни. Даже 8-12 встреч, могут сильно изменить Общее Течение Жизни! Все очень просто – просто приходи в установленное время, говори и меняйся. Вкус к жизни Вы потеряли вкус к жизни? Почему? Ответ прост – Вы просто перестали меняться.


Детский психолог – важная и очень ответственная ипостась семейного психотерапевта.

Детский психолог. Обычная Сказка и Волшебные Карты   О том, как обычная Сказка может повернуть события жизни в обратную сторону. Как важно слышать и понимать детей.


Групп анализ пар. Супружеская терапия в группе. Психотерапевт в Алматы.Групп анализ пар. Супружеская терапия в группе. Реальность для мужчины и женщины совместно пережить опыт трансформации. Очень сильный экзистенциальный опыт.

Спасибо, что поделились в соц. сетях: