Детская ложь. Любить или ненавидеть. Лечить или наказывать. ~ Психолог в Алматы

Детская ложь. Любить или ненавидеть. Лечить или наказывать.

Детская ложь или желание обмануть может быть глубоко бессознательным и непонятным как взрослому, так и ребенку.

Эта психоаналитический разбор написан по статье З.Фрейда «Из жизни детской души. (Два случая детской лжи)».

Для начала раскроем  понятие лжи. Существует множество определений лжи (обмана). Вот несколько из них. Ложь — утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания или поддержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине.

Детская ложь. Любить или ненавидеть. Лечить или наказыватьС точки зрения психологии, обман (или ложь) — намеренная попытка (успешная или нет) скрыть и/или сфабриковать (манипулировать) фактическую или/и эмоциональную информацию, устными или/и невербальными средствами, чтобы создать или поддержать в другом или в других мнение, которое сам коммуникатор считает ложным.

С медицинской психиатрической точки зрения ложь рассматривается как аморальный дефект вследствие различных психических заболеваний.

Как видим, во всех определениях ложь рассматривается как сознательное, намеренное желание вызвать у другого ошибочное мнение. Данное мнение, естественно, накладывает особенный отпечаток у взрослых на воспитание детей. Любая детская ложь, любой обман со стороны ребенка вызывает крайне негативную оценку, окрашивается стыдом и соответственно яростным желанием наказать ребенка за его детский обман.

Случаи лжи двух девочек, описанные З. Фрейдом, показывают, что желание обмануть может быть глубоко бессознательным и непонятным как взрослому, так и ребенку.

В первом случае семилетняя девочка просит деньги у отца на пасхальные краски. Ей отказывают. Девочка обманывает отца и тратит часть денег, данных ей на школьный взнос, на пасхальную краску. И хотя девочка была очень привязана к отцу и явно доверяла взрослым, когда она была не понята ни отцом, ни матерью, то есть была серьезно наказана за свою детскую ложь, ее либидо потухло, и в дальнейшем это был уже не тот веселый, активный и уверенный в себе ребенок. Девочка стала робкой и боязливой. Уже будучи взрослой, у нее осталось опасение на счет денег, и для нее существовали только «её деньги», она не могла позволить взять деньги у другого.

В ходе анализа она вспомнила свою бонну, которая часто посещала магазин, продавец которого был ее любовником. И скорее всего, она и ее любовник одаривали девочку деньгами, как бы покупали ее молчание. Так у девочки сложился паттерн: деньги дают за любовь.

Таким образом, деньги, данные отцом, были бессознательно восприняты девочкой как деньги за любовь. Девочку будоражила фантазия об отце как о возлюбленном, и теперь она просто обязана была купить краски и покрасить пасхальные яйца, чтобы показать отцу, как она ему благодарна за то, что он ее любит. Но гнев отца ее испугал, и она никак не смогла сознаться в обмане. Эта ситуация сильно травмировала девочку. Своим гневом отец как будто сказал ей: я тебя не люблю, я тебя отвергаю и презираю. Этот ранний опыт повторился в анализе. Просьба психоаналитика не дарить ему цветы была воспринята как отвержение ее любви, подняла ранние детские переживания анальной эротики, что помогло осознать ее любовные отношения во взрослой жизни.

Во втором случае девочке было очень важно быть не хуже других, иметь то, что есть у других. И поэтому после рассказа подруги о том, что у них дома вчера вечером «подавали мороженое», девочка, не задумываясь, похвасталась, что у них «мороженое подают каждый день». Хотя она даже не имела представления, что такое мороженое, девочка знало только «лед». Был еще второй случай лжи, когда на уроке рисования нужно было нарисовать круг от руки, без помощи циркуля. Девочка спокойно рисует ровный круг циркулем и отрицает этот факт.

Анализ показал, что девочка поняла, что ее отец не та всемогущая фигура, которая ей когда-то представлялась. И ей казалось, что отец нуждается в ее защите, и поэтому она хвасталась, что они едят мороженое каждый день. Ровно нарисованным кругом она как будто говорила: посмотрите, как виртуозно рисует мой отец! Тем самым избавляя отца от унижения.

Позже она узнала, что мороженое (лед) к обеду можно называть как glace. Постоянные упреки себя за эти поступки, постоянная вина за свою детскую ложь в дальнейшем привело ее к страху стеклянных осколков.

Детская ложь. Любить или ненавидеть. Лечить или наказыватьИ первая, и вторая девочки не могли сознаться в своей лжи, так как им обеим тогда надо было сознаться в своей тайной инцестуозной любви к отцу. И в первом, и во втором случае у девочек не развился безнравственный характер. У обеих, наоборот, сильное чувство вины, «слишком добрая и совестливая». И та, и другая видели в себе «глубокую испорченность».

Психоаналитический взгляд на природу лжи дает более глубокое видение причины возникновения лжи, который опирается на личную историю пациентов.

Поделюсь своими размышлениями, уже опираясь на свой психоаналитический опыт.

Как мне кажется, первая девочка с точки зрения современной психоаналитической диагностики представляется истерической личностью, для которой характерен страх отвержения. Девочка ощущает себя виновной и греховной, отсюда и сравнение себя с Иудой. Любящий и пугающий маленькую девочку отец, создал своеобразный конфликт притяжения – отталкивания. Возможно, поэтому для нее, будучи взрослой, было трудно, практически невозможно взять деньги от мужчины.

Вторая девочка, на мой взгляд, близка к нарциссической личности. Девочка применила ложь как механизм защиты от унижения и зависти. Но ей невыносимо стыдно за свою детскую ложь, ей невыносимо страшно, что ее увидят плохой в этих ситуациях. Но сознательно испытывать этот страх еще невыносимее, поэтому психикой был придуман «свой» способ защиты – страх стеклянных осколков. С другой стороны, внутренний хороший объект в виде отца был не достаточно устойчив, и, чтобы сохранить «хороший» объект, девочка начала выдумывать. Отсюда и фантазии: «мороженое каждый день», «я красиво рисую».

Детская ложь. Любить или ненавидеть. Лечить или наказыватьВ терапии мы часто сталкиваемся с детскими травмами, нанесенными родителями. Иногда поступок, который взрослыми воспринимается как стыд и ужас, на бессознательном уровне несет любовь и привязанность, в первую очередь, к родителям.

Этим разбором хорошо известной статьи Фрейда я хотела показать, как непонимание родителей, которое несет в себе наказание и порицание, ведет к возникновению невроза и порой к катастрофическим изменениям личности.  Осознание факта, что дальнейшая жизнь после травмы – это просто защита от этой травмы, приносит некоторое облегчение, но, к сожалению, не меняет личность, не дает возможность психике «придумать»  иные механизмы защиты. Необходим кропотливый и упорный труд в психотерапии, когда безопасные отношения с аналитиком создают пространство, где можно заново перепрожить ранние травмированные отношения со значимыми объектами. Только создав новые отношения, можно понять, что происходит с пациентом сегодня. Только на материале прошлого и настоящего мы сможем показать пациенту, почему он снова и снова совершает одно и то же, снова и снова попадает в одну и ту же ситуацию. Помощь в прохождении через боль и страдание помогают пациенту укрепиться и стать более стабильным.

Татьяна Шамильевна, врач психиатр, психоаналитик.

Статьи на похожие темы:

 

 

 

gruppovaya-rabota-psihoterapiya-almaty Групповая работа – от победы до победы. Групповая работа – разрешение конфликтов способом «победа-победа». Главная цель конфликтного взаимодействия


 Я несчастен. Психотерапевт в АлматыЯ несчастен...Один из рецептов счастья.

Что делать?   Как мне стать счастливым?   Что приносит счастье?   Кто меня научит, как стать счастливым?


Психически больной человек - такой же, как и мы с вами.  Психически больной человек - позор семьи? Какие чувства вызывает это у Вас? Стыд? Страх?


развод помощь психотерапевтаРазвод. Кто виноват или что делать, когда брак под угрозой? Как за 75 часов в год сделать шаг длиной в 10 лет.


Групповая терапия. Психолог и психиатр в АлматыЗа 2 года - 20 лет жизни. Многим, кому мы рекомендуем такой формат, как групповая терапия, это вызывает как минимум страх.


 Как получить совет психолога бесплатно Психолог и психиатр в АлматыКак получить совет психолога бесплатно? Прямо сейчас мы можем дать Вам два совета. Когда советы помогают.


 Услуги психолога в Алматы. Все и сразу. Почему так не бывает?Услуги психолога «Доктор! У меня проблемы. Я хочу, чтобы Вы мне быстро помогли! А лучше – сейчас и сразу!!!»


horoshij-psiholog-znaet Хороший психолог. Бывают ли такие? Хороший психолог - вполне реальное явление.


ne-uveren-v-sebe-razreshenie-problemyБоюсь принять решение, не уверен в себе. Какая терапия мне может, если проблемы во мне?


kouching

 Что лучше – коучинг или групповая психотерапия? Хочу повысить эффективность работы и быть более эффективным в личной жизни. Ходил на коучинг, предложили групповую терапию, что лучше?


Вкус к жизни. Даже 8-12 встреч, могут сильно изменить Общее Течение Жизни! Все очень просто – просто приходи в установленное время, говори и меняйся. Вкус к жизни Вы потеряли вкус к жизни? Почему? Ответ прост – Вы просто перестали меняться.


Детский психолог – важная и очень ответственная ипостась семейного психотерапевта.

Детский психолог. Обычная Сказка и Волшебные Карты   О том, как обычная Сказка может повернуть события жизни в обратную сторону. Как важно слышать и понимать детей.


Групп анализ пар. Супружеская терапия в группе. Психотерапевт в Алматы.Групп анализ пар. Супружеская терапия в группе. Реальность для мужчины и женщины совместно пережить опыт трансформации. Очень сильный экзистенциальный опыт.

Спасибо, что поделились в соц. сетях: