Психоз

Наша методика работы с пациентом психотиком

психоз

В частной практике психолога, психотерапевта психоз – это 5-10% пациентов, которые являются людьми, функционирующими на психотическом уровне.

Зачастую это их первое обращение за психотерапевтической помощью и поэтому у них нет официального психиатрического диагноза.

Психоз как серьезное душевное расстройство вызывает несколько противоречий.

• Основное противоречие заключено между подготовкой психолога, который хорошо ориентируются в неврозах, и нуждами психотических пациентов.
  • Затем противоречие между ожиданиями родственников и их способностью жить рядом с психотическим больным.
  • Проблема между необходимыми терапевтическими интервенциями(2-3 х раз в неделю встреч в течение года с психотерапевтом после психотического эпизода) и экономическими, временными, эмоциональными ресурсами как в семье психотика, так и у психотерапевта.
  • Есть противоречие между привлечением психотика в группу невротиков — «психиатрическая норма» — и эффективностью как для самого больного так и для участников данной группы.
  • Также есть противоречие между индивидуальными методами терапии, в которых психотик общается только с терапевтом, и необходимость социализации таких пациентов через общение людьми себе подобных, с похожими проблемами.

Психоз. Психотерапия в Алматы.Основная проблема в терапии с пациентами психотиками звучит так:

Пациентам психотикам необходима мощное многоплановое терапевтическое воздействие и в тоже время необходима целесообразность с точки зрения времени, финансов и эмоциональных усилий. Такими свойствами на наш взгляд максимально соответствует принцип параллельности психотерапевтических интервенций как для людей с психотическими проблемами так и с их родственниками, которые имеют на них наибольшее влияние. Т.е. если пациента берут на индивидуальную терапию, то параллельно необходимо брать на терапию родственника, это может быть индивидуальный формат или семейная психотерапия.

Если пациента берем на групповую терапию, которая выгодно отличается от индивидуальной с точки зрения временных, финансовых затрат, то параллельно родственники также должны проходить свою групповую психотерапию.

Принципы психотерапии пациентов психотиков.

Психоз. Психотерапия в Алматы.

Этапы

1. Психодиагностический.

Длится от 1-3 встреч.

Первая встреча с пациентом проходит совместно с родственниками.

Первая цель: диагностировать уровень патологии пациента, а также его возможности для терапии.

Вторая цель диагностика мотивации ближайшего окружения инициированного пациента для долгосрочной терапевтической работы.

Результатом этого этапа являются  согласие пациента и членов его семьи на условия психотерапии. При наличии острого психотического состояния также обязательным условием является согласие  пациента и членов семьи на антипсихотическое медикаментозное лечение.

2. Подготовительный.

Длится 1-3 месяца.

Целью этого этапа является тестирование мотиваций пациента и членов его семьи.

Мотивация проверяется путем поведенческого теста. Т.е. пациент и его родные выполняют рекомендации врача. Пациент принимает медикаментозное лечение, посещает индивидуальные консультации. А семья параллельно проходит групповую терапию для родственников, либо семейную психотерапию.

3. Психотерапевтический.

Длится 1-10 лет.

Родственники прошли первую ступень терапии для родственников. Пациент вышел из психоза.

Если у пациента и его родных подтверждается высокая мотивация на позитивный результат долгосрочной психотерапии и способность к сотрудничеству с командой психотерапевта, тогда пациент приглашается на долгосрочную психотерапевтическую группу. А родные в течение 2- лет должны пройти не менее 90 групповых сессий. это 8-10 интенсив за 2 года. Следующие 3-5 лет должны посещать группу не реже 2-х раз в год.

Для психотика первый год психотерапии – это лечение последствия психоза. Следующие 3-10 лет психотерапия направлена на трансформацию характерологических черт и социализацию.

Таким образом, благодаря такой параллельной терапии мы достигаем следующих результатов:

• Адаптация членов семьи к хроническому психическому заболеванию. Они начинают понимать особенности заболевания, его течения и методов лечения, свои эмоциональные реакции на больного, приобретают необходимые социальные навыки при общении с больным, преодолевают эффект стигматизации заболевания, а также понимают  особенности  функционирования больного родственника. Тем самым снижается интенсивность семейных напряжений, конфликтов. Вырабатывают навыки диагностики острых психотических состояний, способов реагирования на особенности своего душевнобольного родственника.
  • Пациенты научаются понимать себя, свои особенности болезни. Приобретают необходимые социальные навыки. Выходят из психотической депрессии. Вырабатывают новые навыки совладения с жизненными стрессами. Снижается необходимость в медикаментозном лечении.

Психоз – это тяжело, болезненно, трудно, но не безвыходно!