Лечение шизофрении

Лечение шизофрении. Наши принципы и методы.

Лечение шизофрении должно быть своевременнымПри лечении шизофрении мы используем комбинированные методы терапии, в основе которых лежат два подхода: медицинский и психологический.

Необходимость медикаментозного лечения обусловлена тем, что такое заболевание, как шизофрения, – это биологический процесс, вызванный как генетическими нарушениями, так и биологическими – на уровне нейромедиаторов головного мозга.

Эта болезнь – тяжелая, имеющая хроническую прогредиентную форму, она пожизненна и лишь прогрессирует с течением времени.

Медикаментозное лечение шизофрении используется на всех стадиях диагностирования болезни и на всех этапах ее лечения. Симптомы, которые возникают при шизофрении, достаточно хорошо изучены и достаточно хорошо лечатся современными медицинскими препаратами.

Сложность лечения шизофрении в рамках медицинского подхода заключается в том, что каждый препарат нужно подбирать индивидуально. И не всегда это получается с первого раза, ведь лекарственных средств очень много, так же как и биологических особенностей функционирования головного мозга. Еще одна медицинская проблема состоит в том, что препараты, снимая симптомы, не восстанавливают личность.

К примеру, больной слышит голоса, у него наблюдается спутанность сознания, случаются наплывы мыслей – пациент живет очень бурной внутренней жизнью, она оторвана от реальности, но она – есть. Психиатр назначает препарат – через месяц наблюдается отличный результат с точки зрения медицины – симптомов нет, голоса исчезли, человек может нормально слышать окружающих людей, нормально реагирует на них. Сам же пациент в это время испытывает сильный стресс, он думает: «У меня голова пустая, ушли мои помощники. Как же мне жить дальше?».

С точки зрения врача-психиатра, то, что симптомы редуцированы – это замечательный результат, но с точки зрения психотерапевта, здесь наступает второй этап, который обязательно должен проводиться при лечении шизофрении – это психологическая поддержка.

Лечение шизофрении эффективно только при поддержке родственниковГлавной целью психотерапевтического лечения является помощь человеку обрести новый смысл в жизни. Если медикаментозное лечение снимает позитивные симптомы, которые вызваны особым функционированием нервной системы больного, то психотерапия работает с отрицательными симптомами, которые разрушают социальные навыки, внутренний мир человека, с его целями и задачами.

Очень важно создать новые смыслы в жизни больного.

Ведь даже в момент психозов у такого человека четко стояли задачи: бороться со злом, бороться с болезнью. После улучшения человек оказывается внутренне опустошенным. Это состояние сродни состоянию нормального человека после серьезных утрат.

Таким образом, психотерапия является необходимым компонентом на всех этапах терапии болезни.

На ранних этапах, когда больной осознает, что ему поставлен диагноз шизофрения, это вызывает ощущение острой утраты. Ведь человек, страдающий шизофренией, – это обычный человек, на которого вдруг обрушивается несчастье: он понимает это и остро переживает, ведь он не слабоумный, он интеллектуально развит, и до болезни он вел активный образ жизни, строил планы, стремился к успеху.

Лечение шизофрении необходимо ежедневноПоэтому на первом этапе психотерапия преследует следующие цели:

• Снять симптомы острой реактивной депрессии, тем самым облегчить принятие самого факта болезни.
  • Во время психологических тренингов научить больных шизофренией коммуникациям. А родственников обучить правилам совместного проживания с душевнобольным. Это дает семьям очень мощный инструмент для адаптации к этой страшной болезни, с которой придется жить очень долгие годы.
  •   Помочь родным во время курсов семейной психотерапии выработать новые цели. К сожалению, шизофрения приводит к серьезным изменениям прежних задач, к сильному семейному дисбалансу, в котором тем не менее нужно находить общий язык.

Родственники должны всегда помнить – чем более интегрирована и подготовлена семья, тем менее разрушительно действие болезни на всех членов. Хороший климат в семье не позволяет любимым людям ссориться и обижаться друг на друга, дети не уходят из дома, мужья не разводятся и не бросают детей.

Лечение шизофрении в группеКогда диагностирование происходит на поздних этапах развития шизофрении, когда начало разрушительного действия болезни становится видимым и наблюдается начало шизофренического дефекта, роль психотерапии для больного становится еще важнее. К этому времени у больного усиливаются примитивные защиты, а именно изоляция, когда человек разрывает контакты и отрезает себя от социального общения и, соответственно, лишается возможности социального роста и стабильности.

На этом этапе

• Показана индивидуальная психотерапия для того, чтобы человек мог адекватно функционировать с самим собой и с окружающим его миром.
  • В этих же целях обязательно проводятся группы психотерапевтической помощи.
  • Используются трудотерапия и арт-терапия.

Чем больше будет возможностей для развития постпсихотического состояния, тем меньше разрушения будет оказывать болезнь.

Лечение шизофрении медикаментозное необходимоДля того, чтобы решить, где лучше проходить терапию: в психиатрическом стационаре или в психотерапевтическом кабинете психиатра-психоаналитика, необходимо учитывать три важных аспекта:

1. При лечении шизофрении психиатру необходимо достаточно длительное наблюдение за пациентом в динамике. Поэтому мы рекомендуем выбрать одного врача-психиатра, который будет вести больного, начиная от первой диагностики болезни и на протяжении всей жизни.
  1. В настоящее время, к сожалению, не существует стационаров, где не было бы проблемы групповой психиатрии. Сюда входят и наличие соответствующей инфраструктуры, которая включает в себя групповых психотерапевтов, поддержку администрации, поддержку среднего и нижнего звена медицинского персонала, и адекватность психиатрических мероприятий относительно уровня пациентов.
  1. В условиях стационара очень слабо акцентирован или не акцентирован вообще такой архиважный аспект терапии как психологическая поддержка и адаптация родственников пациентов. Как правило, там не ведутся тренинги коммуникативных навыков, на которых есть реальная возможность научиться тому, как жить с душевнобольным родственником и при этом продолжать вести насыщенную личную жизнь, быть счастливым.

Лечение шизофрении психотерапия болезни

Лечение шизофрении как общая схема представлено в статье Методика работы с пациентом психотиком.